Физическое развитие и здоровье детей
Комплексно-целевые программы по физическому воспитанию
Схема спортивного участка
Наши достижения
Развитие и физическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
Физическое развитие и здоровье ребенка является приоритетным направлением в работе детского сада. Педагогический коллектив старается сделать все возможное для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.
В настоящее время вопрос сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых получил наибольшую актуальность. Статистика свидетельствует, что здоровье людей ухудшается, рождаются абсолютно здоровыми все меньшее количество детей. Особую роль в возникновении нарушений в здоровье детей раннего и дошкольного возраста играют нарушения социальной адаптации. Только у половины детей при поступлении в детский сад процесс адаптации протекает благоприятно и не формируется нарушений здоровья. Это и заставляетнас задуматься о воспитании культуры здоровья уже в дошкольном возрасте.
Именно поэтому основными задачами педагогического коллектива МАДОУ детский сад комбинированного вида № 192 являются: валеологизация образовательной среды; совершенствование физического развития детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма ребенка; формирование двигательных умений и навыков, формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни, создание условий для системного оздоровления детей в ДОУ и семье; приобщение детей к спорту.
Оптимизация формирования здоровья дошкольников возможна при расширении опыта здоровьесберегающей деятельности ДОУ. Основной принцип — комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех детей, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, педагогов и родителей.
Для достижения высокого уровня физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья в ДОУ созданы хорошие условия: имеется спортивная площадка, оборудованная снарядами для лазания, ямой для прыжков в длину, переносными наборами для игры в волейбол, баскетбол и теннис; оборудованный спортивный зал с достаточным количеством крупного и мелкого раздаточного спортивного инвентаря для развития основных движений и коррекции осанки; в каждой группе созданы физкультурные уголки, обеспечивающие реализацию двигательной активности детей в течение дня.
Медико-социальные условия: имеется медицинский блок. Контроль за физическим воспитанием и медицинское обслуживание в МАДОУ № 192 осуществляется врачом-педиатром детской поликлиники № 3 Кузьминой Лидией Николаевной и старшей медицинской сестрой Машковой Еленой Геннадьевной.
С целью снижения заболеваемости проводятся мероприятия по профилактике ОРЗ, гриппа, инфекционных заболеваний: точечный массаж, разминка после дневного сна, утренний прием детей и утренняя гимнастика на воздухе в весенне-летне-осенний период, ежедневные прогулки, поддерживается температурный и соблюдается санитарно-эпидемиологический режимы. Используются разные виды закаливания, дыхательная и коррегирующая гимнастика, босохождение, ходьба по массажным дорожкам для профилактики плоскостопия.
В 2006 году в штатное расписание ДОУ введена единица инструктора по физической культуре. Инструктор по физической культуре Родина Елена Георгиевна в 2010 году прошла курсы повышения квалификации при ХК ИРО по теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» в объеме 120 часов.
В МАДОУ № 192 разработана программа «Здоровый малыш», нацеленная на обеспечение непрерывного и адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок эффективного овладения ими учебной деятельностью в начальной школе. Программа была представлена на городском конкурсе воспитательных систем в 2006 году, заняла второе место.
Деятельность медицинских работников и педагогов по охране и укреплению здоровья детей взаимосвязана и скоординирована, налажена система по следующим направлениям: профилактическое, организационное и лечебное. 2 раза в год дети проходят противорецидивный курс оздоровления. В результате проводимых мероприятий заболеваемость в 2010 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 1,5 %. Увеличилось число ни разу не заболевших детей с 18 % до 19,6 %.
Особое внимание уделяется организации питания, поскольку ребенок находится в детском саду большую часть дня и получает основной суточный рацион. Четко продуман процесс организации питания детей, которым занимаются несколько подразделений: административное, медицинское, хозяйственное. В соответствии с СанПиН составлено и утверждено перспективное десятидневное меню, картотека блюд с технологией их приготовления. Режим питания детей — трехразовый (завтрак, обед, усиленный полдник, ужин дети получают дома). с помощью родителей в ДОУ установлен фильтр для очистки воды, все блюда готовятся на фильтрованной воде. Поддерживается питьевой режим, дети принимают бутылированную воду «Серебряный родник». Для отдельных детей по указанию врача производится замена блюд. В течение года дети ежедневно получают соки и фрукты. Осуществляется повседневный контроль за работой пищеблока, правильной организации питания детей в группах. Строгое соблюдение режима питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и хорошее самочувствие.
Под особым вниманием в ДОУ находится адаптационный период для вновь поступающих детей: устанавливается щадящий режим, щадящее закаливание, неполный день пребывания в детском саду, возможность пребывания родителей в группе вместе с ребенком.
Организация работы в ДОУ № 192 по физическому воспитанию детей в целом соответствует современным требованиям к организации и объему двигательной активности дошкольников. Используются такие организационные формы двигательной деятельности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники и досуги, участие в летней спартакиаде дошкольников. Осуществляется медицинский контроль за рациональным построением физкультурных занятий, соответственно функциональным возможностям, физической подготовленности, индивидуальному подходу. Инструктор по физической культуре Родина Е.Г. и воспитатели добиваются достаточно высокой общей (80-90 %) и моторной (75-85 %) плотности занятий. На занятиях и других видах двигательной деятельности проводится коррекция движений и осанки детей, которые в этом нуждаются.
Педагоги стали активно работать по воспитанию у детей личной физической культуры, что способствует осмыслению ребенком ценности собственного здоровья и воспитанию привычки к здоровому образу жизни.
Обобщены опыты работы: «Двигательная деятельность — основа физического воспитания дошкольников» (инструктор по физической культуре Родина Е.Г.); «Становление личностной физической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи» (воспитатель Кокасева Т.А.).
Коллектив работает по программе «Детство» В.И. Логиновой, используя элементы программ «Старт» Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной, «Физическая культура — дошкольникам» Л.Д. Глазыриной, «Росинка» В.Н. Зимониной; здоровьесберегающие технологии: «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной, «Лечебные игры» А.С. Галанова, «Игровой массаж» А. Уманской и К. Динейки, «Дыхательная гимнастика» по Стрельниковой.
В МАДОУ № 192 в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников проводится спе-циальная коррекционная работа, направленная на укрепление здоровья детей. Регулярно проходят родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, совместные праздники и досуги. С каждым годом все большее количество семей желают принять участие в конкурсе «Папа, мама, я — спортивная семья». Анкетирование родителей показало, что 98 % родителей оценивают работу ДОУ положительно. Большинство родителей удовлетворены уходом, воспитанием и обучением, которое получают дети.
Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок с развитой моторикой, речью, познавательными процессами. Здоровыми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны.
В МАДОУ детский сад комбинированного вида № 192 имеются 2 коррекционные (логопедические) группы для детей, имеющих общее недоразвитие речи. У этих детей наблюдаются отклонения психомоторного развития: неловкость движений, понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение равновесия, неустойчивость концентрации и переключения внимания, снижение темпа выполнения движений, быстрое утомление.
При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Физическое воспитание в нашем детском саду — важная часть общей системы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Система физического воспитания базируется на следующих принципах: необходимость учета структуры дефекта, комплексного воздействия (медико-психолого-педагогического), учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического состояния при определении объема и характера проводимых с ним занятий,
За занятиях решаются как оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, представленные в программе «Детство», так и коррекция психомоторных нарушений.
Работа с детьми, имеющими ОНР, проходит поэтапно:
Этап подражательной двигательной активности. Создаются условия для контакта педагогов с ребенком и гармонизации отношений между детьми (установление внеречевого контакта, мимические и ритмические формы взаимодействия, игры на сотрудничество, с элементами релаксации и психогимнастики);
Обучение поэтапному овладению двигательными навыками (точные и пошаговые инструкции и команды, неоднократные повторения, игры с речевым и конкретным содержанием, включение проблемных ситуаций;
Обучение моделированию последовательных действий движений (работа по схемам выполнения с обязательным проговариванием действий);
Закрепление основных движений в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (режимные моменты, развлечения, экскурсии).
Проводятся занятия разного типа: интегрированные физкультурно-речевые (по лексическим темам), тематические, физкультурно-валеологические, учебно-тренировочные.
Занятия насыщаются речевым материалом, включаются подвижные игры с рифмовками, хороводные игры.
Для поддержания познавательного интереса, активности и организации самостоятельной деятельности и проявления двигательного творчества на группах имеются спортивные уголки. Проходят дни здоровья, развлечения и праздники с участием родителей. Внедрение в физкультурно-оздоровительную деятельность специальных игр и упражнений коррекционной направленности позволяет гармонизировать образовательную и коррекционно-развивающую составляющие педагогического процесса, способствует оптимизации двигательного режима, снижению заболеваемости, улучшению психофизического здоровья и эмоциональной сферы. Благодаря своевременной коррекции 95 % детей уходят в школу с хорошей речью, устойчивыми знаниями, 60 % детей обучаются в гимназических и лицейских классах.
Педагогический коллектив ориентируется не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и обеспечивает полноценность его жизни сегодняшней, продумывает механизмы компенсации, продолжает введение различных форм физического восстановления в воспитательно-образовательный процесс.
Ежегодно команда детей старшего дошкольного возраста «Амурские тигрята» принимает участие в летней спартакиаде среди детских садов Северного округа города Хабаровска, занимает призовые места.
В детском саду работает кружок по спортивной гимнастке «Гармония». Родители высоко оценивают работу кружка по итоговым выступлениям детей на родительских собраниях, праздниках и развлечениях.
Дети имеют возможность играть в футбол, хоккей, теннис, баскетбол, кататься зимой на санках и лыжах, летом на велосипеде, самокате, роликах.
Большое внимание работники детского сада уделяют охране жизни и здоровья детей. Обеспечивают безопасность, знакомят с правилами дорожного движения, основами безопасного поведения в быту и природе.
Коллектив ДОУ работает на формирование единства физических и духовных составляющих здоровья, личностной культуры здоровья.
Схема спортивного участка
Наши достижения
Развитие и физическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время вопрос сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых получил наибольшую актуальность. Статистика свидетельствует, что здоровье людей ухудшается, рождаются абсолютно здоровыми все меньшее количество детей. Особую роль в возникновении нарушений в здоровье детей раннего и дошкольного возраста играют нарушения социальной адаптации. Только у половины детей при поступлении в детский сад процесс адаптации протекает благоприятно и не формируется нарушений здоровья. Это и заставляетнас задуматься о воспитании культуры здоровья уже в дошкольном возрасте.
Именно поэтому основными задачами педагогического коллектива МАДОУ детский сад комбинированного вида № 192 являются: валеологизация образовательной среды; совершенствование физического развития детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма ребенка; формирование двигательных умений и навыков, формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни, создание условий для системного оздоровления детей в ДОУ и семье; приобщение детей к спорту.
Оптимизация формирования здоровья дошкольников возможна при расширении опыта здоровьесберегающей деятельности ДОУ. Основной принцип — комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех детей, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, педагогов и родителей.

Медико-социальные условия: имеется медицинский блок. Контроль за физическим воспитанием и медицинское обслуживание в МАДОУ № 192 осуществляется врачом-педиатром детской поликлиники № 3 Кузьминой Лидией Николаевной и старшей медицинской сестрой Машковой Еленой Геннадьевной.

В 2006 году в штатное расписание ДОУ введена единица инструктора по физической культуре. Инструктор по физической культуре Родина Елена Георгиевна в 2010 году прошла курсы повышения квалификации при ХК ИРО по теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» в объеме 120 часов.
В МАДОУ № 192 разработана программа «Здоровый малыш», нацеленная на обеспечение непрерывного и адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок эффективного овладения ими учебной деятельностью в начальной школе. Программа была представлена на городском конкурсе воспитательных систем в 2006 году, заняла второе место.
Деятельность медицинских работников и педагогов по охране и укреплению здоровья детей взаимосвязана и скоординирована, налажена система по следующим направлениям: профилактическое, организационное и лечебное. 2 раза в год дети проходят противорецидивный курс оздоровления. В результате проводимых мероприятий заболеваемость в 2010 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 1,5 %. Увеличилось число ни разу не заболевших детей с 18 % до 19,6 %.
Особое внимание уделяется организации питания, поскольку ребенок находится в детском саду большую часть дня и получает основной суточный рацион. Четко продуман процесс организации питания детей, которым занимаются несколько подразделений: административное, медицинское, хозяйственное. В соответствии с СанПиН составлено и утверждено перспективное десятидневное меню, картотека блюд с технологией их приготовления. Режим питания детей — трехразовый (завтрак, обед, усиленный полдник, ужин дети получают дома). с помощью родителей в ДОУ установлен фильтр для очистки воды, все блюда готовятся на фильтрованной воде. Поддерживается питьевой режим, дети принимают бутылированную воду «Серебряный родник». Для отдельных детей по указанию врача производится замена блюд. В течение года дети ежедневно получают соки и фрукты. Осуществляется повседневный контроль за работой пищеблока, правильной организации питания детей в группах. Строгое соблюдение режима питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и хорошее самочувствие.

Организация работы в ДОУ № 192 по физическому воспитанию детей в целом соответствует современным требованиям к организации и объему двигательной активности дошкольников. Используются такие организационные формы двигательной деятельности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники и досуги, участие в летней спартакиаде дошкольников. Осуществляется медицинский контроль за рациональным построением физкультурных занятий, соответственно функциональным возможностям, физической подготовленности, индивидуальному подходу. Инструктор по физической культуре Родина Е.Г. и воспитатели добиваются достаточно высокой общей (80-90 %) и моторной (75-85 %) плотности занятий. На занятиях и других видах двигательной деятельности проводится коррекция движений и осанки детей, которые в этом нуждаются.
Педагоги стали активно работать по воспитанию у детей личной физической культуры, что способствует осмыслению ребенком ценности собственного здоровья и воспитанию привычки к здоровому образу жизни.
Обобщены опыты работы: «Двигательная деятельность — основа физического воспитания дошкольников» (инструктор по физической культуре Родина Е.Г.); «Становление личностной физической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи» (воспитатель Кокасева Т.А.).
Коллектив работает по программе «Детство» В.И. Логиновой, используя элементы программ «Старт» Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной, «Физическая культура — дошкольникам» Л.Д. Глазыриной, «Росинка» В.Н. Зимониной; здоровьесберегающие технологии: «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной, «Лечебные игры» А.С. Галанова, «Игровой массаж» А. Уманской и К. Динейки, «Дыхательная гимнастика» по Стрельниковой.

Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок с развитой моторикой, речью, познавательными процессами. Здоровыми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны.
В МАДОУ детский сад комбинированного вида № 192 имеются 2 коррекционные (логопедические) группы для детей, имеющих общее недоразвитие речи. У этих детей наблюдаются отклонения психомоторного развития: неловкость движений, понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение равновесия, неустойчивость концентрации и переключения внимания, снижение темпа выполнения движений, быстрое утомление.
При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Физическое воспитание в нашем детском саду — важная часть общей системы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Система физического воспитания базируется на следующих принципах: необходимость учета структуры дефекта, комплексного воздействия (медико-психолого-педагогического), учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического состояния при определении объема и характера проводимых с ним занятий,

Работа с детьми, имеющими ОНР, проходит поэтапно:
Этап подражательной двигательной активности. Создаются условия для контакта педагогов с ребенком и гармонизации отношений между детьми (установление внеречевого контакта, мимические и ритмические формы взаимодействия, игры на сотрудничество, с элементами релаксации и психогимнастики);
Обучение поэтапному овладению двигательными навыками (точные и пошаговые инструкции и команды, неоднократные повторения, игры с речевым и конкретным содержанием, включение проблемных ситуаций;
Обучение моделированию последовательных действий движений (работа по схемам выполнения с обязательным проговариванием действий);
Закрепление основных движений в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (режимные моменты, развлечения, экскурсии).
Проводятся занятия разного типа: интегрированные физкультурно-речевые (по лексическим темам), тематические, физкультурно-валеологические, учебно-тренировочные.
Занятия насыщаются речевым материалом, включаются подвижные игры с рифмовками, хороводные игры.
Для поддержания познавательного интереса, активности и организации самостоятельной деятельности и проявления двигательного творчества на группах имеются спортивные уголки. Проходят дни здоровья, развлечения и праздники с участием родителей. Внедрение в физкультурно-оздоровительную деятельность специальных игр и упражнений коррекционной направленности позволяет гармонизировать образовательную и коррекционно-развивающую составляющие педагогического процесса, способствует оптимизации двигательного режима, снижению заболеваемости, улучшению психофизического здоровья и эмоциональной сферы. Благодаря своевременной коррекции 95 % детей уходят в школу с хорошей речью, устойчивыми знаниями, 60 % детей обучаются в гимназических и лицейских классах.
Педагогический коллектив ориентируется не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и обеспечивает полноценность его жизни сегодняшней, продумывает механизмы компенсации, продолжает введение различных форм физического восстановления в воспитательно-образовательный процесс.
Ежегодно команда детей старшего дошкольного возраста «Амурские тигрята» принимает участие в летней спартакиаде среди детских садов Северного округа города Хабаровска, занимает призовые места.
В детском саду работает кружок по спортивной гимнастке «Гармония». Родители высоко оценивают работу кружка по итоговым выступлениям детей на родительских собраниях, праздниках и развлечениях.
Дети имеют возможность играть в футбол, хоккей, теннис, баскетбол, кататься зимой на санках и лыжах, летом на велосипеде, самокате, роликах.
Большое внимание работники детского сада уделяют охране жизни и здоровья детей. Обеспечивают безопасность, знакомят с правилами дорожного движения, основами безопасного поведения в быту и природе.
Коллектив ДОУ работает на формирование единства физических и духовных составляющих здоровья, личностной культуры здоровья.